Фильмы, меняющие жизнь. Оценка социального импакта кино и практики доказательности в кинопроизводстве

28 июня 2023 года
Оценка социального импакта и практики доказательности в кинопроизводстве являются эффективными инструментами, помогающими создавать фильмы, способные изменить жизни и побудить позитивные социальные изменения.

Во 2ом выпуске журнала «Позитивные изменения» опубликована статья, которая представляет собой обзор подходов к проведению исследований социального воздействия кино и поднимает ряд важных вопросов, связанных с текущим состоянием отрасли измерений импакта в кино. На наш взгляд, знание подходов и методов измерения импакта кино может значительно влиять на количество и качество новых медиапроектов, которые будут способствововать позитивным изменениям в обществе.

Социальный импакт кино исследуется с помощью многочисленных методов из социальных наук. Они могут быть качественными или количественными, а также работать с разными аспектами социального воздействия кино. Например, опросы и лонгитюдные исследования работают с мнениями и поведением зрителей, контент-анализ — с содержанием фильма, а этнографические исследования — с культурным контекстом восприятия фильмов. Для объединения перспектив анализа контента и его восприятия могут быть использованы, например, экспериментальные методы психосемантики. Существуют различные методы социальных исследований в кино, которые фокусируются на разных аспектах социального воздействия. Во время производства фильма используются прикладные исследовательские инструменты, такие как проверка концепции, исследование позиционирования, тестирование фокус-группами, тестовые показы, тестирование рекламы и опросы на выходе. Они помогают оценить потенциал фильма на рынке и принимать решения о разработке сценария и выборе актеров. Инструменты проектного планирования из маркетинга могут быть использованы для встраивания исследования социального импакта в процесс кинопроизводства.

Область оценки социального импакта в кинематографе обладает большим числом точек роста. Одной из возможностей является разработка модели оценки на основании теории изменений проекта. Она предполагает описание задач, индикаторов и методов оценки на каждом из этапов разработки, создания и финальной оценки продукта кинематографа. Соответственно, выделяются три вида оценки: прогностическая оценка на этапе подготовки, мониторинг после запуска кинопроекта и оценка воздействия в период предполагаемого достижения социальных эффектов.

В рамках выстроенной стратегии доказательного кинопроизводства используются исследовательские инструментарии, адаптированные под различные типы материалов — сценарий, промежуточные материалы (раскадровки), готовый контент, информационные материалы и т. п. Необходимо отметить наличие в России лага в области доказательной базы и поверхностного уровня дискуссии относительно оценки продуктов кинематографа. Популярность термина «импакт-медиа» значительно превышает в реальном масштабе то, что делается для строгой и обоснованной оценки продуктов кинематографа. Самооценка, экспертиза командой проекта и другие подходы, связанные с низкой объективностью и высокой степенью риска выдать желаемое за существующее, более распространены, чем проведение объективных исследований и изучение мнений и отзывов аудитории. 

Подробнее: https://www.impactjournal.ru/jour/article/view/101