Сам себе врач
РКО для РКО


Город заявителя: Санкт-Петербург • Регион распространения: Вся страна
Сам себе врач
3.0
Качество реализации
3.9
Понятность сообщения
4.3
Соответствие цели

Решаемая проблема

По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год от неинфекционных заболеваний (НИЗ) умирает 41 миллион человек, что составляет 71% всех случаев смерти в мире. Более 85% случаев смертей ВОЗ определяет как преждевременные, то есть те, которые можно было предотвратить. В структуре смертности от НИЗ употребление табака, низкий уровень физической активности, злоупотребление алкоголем и нездоровое питание являются значимыми факторами риска. Общероссийская общественная организация «Российское кардиологическое общество» (РКО) — социально ориентированная некоммерческая организация. На протяжении многих лет она реализует профилактические и социальные проекты, направленные на популяризацию здорового образа жизни, информирование населения о факторах риска возникновения и распространения НИЗ (в структуре НИЗ больше 60 % занимают сердечно-сосудистые заболевания). В настоящее время членами РКО являются более 6500 докторов в 65 регионах России. Организация ведет ряд успешных просветительских проектов не только для врачей, но и для широкой общественности. Реализация данного проекта продиктована общественным запросом — от докторов, с одной стороны, и от населения — с другой. Врачи в своей повседневной практике сталкиваются с рядом проблем, которые мешают выстроить диалог с пациентом и достичь взаимопонимания. К этим проблемам относятся: нехватка времени во время поликлинического приема; отсутствие работающих инструментов в коммуникации с пациентами; заблуждения пациента относительно диагностики и лечения заболевания; нежелание пациента вникнуть и понять схему назначенного лечения и, как следствие, — низкая приверженность пациента к лечению (комплаентность). Пациенты или обладают устойчивым нежеланием обращаться за медицинской помощью, особенно без явной угрозы жизни и здоровью (в связи с этим к врачам в основном попадают пациенты с уже сформированным заболеванием и крайне мало людей с болезнью на начальной стадии, для купирования которой достаточно скорректировать образ жизни без медикаментозной терапии). Или при обращении к доктору пациенты сталкиваются с нежеланием специалиста выслушать, объяснить, при необходимости объяснить еще раз. Зачастую пациенты уходят от врача с непониманием того, что с ним происходит, какое обследование и/или лечение назначено и зачем.

Цель

Провести информационную кампанию среди врачей и пациентов, направленную на выявление основных мифов и заблуждений относительно диагностики и лечения, а также повышение комплаентности (приверженности к лечению) у пациентов и создание и распространение работающих инструментов по информированию пациентов.

Решение

Проведенная кампания состояла из нескольких этапов: Опрос целевой аудитории. Сбор материала и выявление основных мифов и заблуждений у целевых аудиторий относительно друг друга (что врачи думают о пациентах и что им мешает выстроить доверительные отношения); с какими трудностями в коммуникации сталкиваются пациенты при общении с докторами. Общероссийская общественная организация «Российское кардиологическое общество» имеет региональные отделения в 65 субъектах РФ, где и был проведен опрос среди докторов и пациентов в крупных ЛПУ. Всего в опросе приняли участие 340 медицинских работников и 300 посетителей лечебных учреждений. Создание рабочей группы, состоящей из врачей общей практики, врачей-кардиологов, психологов, маркетологов, художников и дизайнеров, а также организаторов здравоохранения. Обработка и анализ собранной информации и формирование ключевых проблем. Обобщение мирового опыта по профилактике НИЗ. 3. Разработка медиаинструментов для решения обнаруженной социальной проблемы. Предложено решение: через формулирование и отрисовку в виде карикатур основных выявленных мифов и заблуждений их объяснить и развенчать. Используя легкий, дружелюбный, привлекающий внимание формат, создать единую коммуникационную среду и доверительные отношения между врачом и пациентом. В предложенном проекте фигурируют не только заблуждения пациентов, но и коммуникационные ошибки врачей в общении с пациентами. Обобщив весь собранный материал, команда проекта разработала и создала следующий инструментарий: для врачей — алгоритм работы с возражениями пациентов (с учетом различных возрастов и социальных страт); раздаточный материал для пациентов (сувенирная продукция по проекту; флаеры, открытки, наклейки, информационные материалы, разъясняющие, что делать в сложных ситуациях; как и когда обращаться за помощью); книга для пациентов авторства академика РАН Е. В. Шляхто «Мифы и заблуждения пациентов о сердце и сосудах» с подробными ответами на самые острые и актуальные вопросы от пациентов (Издательство ЭКСМО, ISBN: 978-5-04-095812-2) — издание распространяется на всей территории Российской Федерации сайт проекта, digital-версия проекта (баннеры, открытки, брошюры, информационные письма и пресс-релизы по проекту). Проведение рекламно-информационной кампании (привлечение СМИ, социальных сетей, создание сайта), продвижение проекта в профессиональном сообществе и среди широких слоев населения во время Недели здоровья в Екатеринбурге. Информационная кампания в сети Интернет среди профессионального сообщества: рассылка информационных писем по базе РКО и распространение среди широких слоев населения.

Целевая аудитория

Врачи поликлинического профиля (работающие на приеме) и их пациенты.

Результаты

Выявлены основные факторы возникновения и развития НИЗ среди российской популяции, влияющие на приверженность людей к ведению здорового образа жизни и мешающие им следовать назначенному лечению. Придуман и создан инструментарий, показывающий и объясняющий выявленные мифы и заблуждения в дружелюбном забавном формате. Разработаны и предложены для внедрения во врачебную практику инструменты для врача, облегчающие коммуникацию с пациентом; помогающие сократить время приема; облегчающие донесение информации до пациентов с разными когнитивными особенностями из разных возрастных и социальных страт. Проведена информационная кампания среди профессионального сообщества: в рамках Российского национального конгресса кардиологов 24–26 сентября 2019 г. в Екатеринбурге. Распространено более 5000 комплектов. Проведена работа с широкими слоями населения в рамках Недели здоровья в Свердловской области, которая прошла в последнюю неделю сентября в Екатеринбурге. Созданные в рамках настоящего проекта медиаинструменты позволили обратить внимание на важные факторы риска возникновения НИЗ, необходимость следовать рекомендациям лечащего врача и важность своевременного обращения за медицинской помощью, что, безусловно, решает социальную проблему инвалидизации населения, пропагандирует профилактические мероприятия и здоровый образ жизни. Создан и работает до настоящего времени сайт проекта; на социальных мероприятиях распространяются материалы для пациентов, проводится просветительская работа. Информационная кампания в сети Интернет среди профессионального сообщества: рассылка информационных писем по базе РКО (более 45 000 врачей в РФ, открытые для скачивания материалы — за период реализации проекта материалы проекты скачаны более 5000 раз). Информационная кампания в сети Интернет среди широких слоев населения — публикация в открытом доступе всех материалов проекта. За период реализации проекта его материалы просмотрены более 10000 раз. Реализация данного проекта показала, что использование возможностей рекламных коммуникаций, медиаинструментов, созданных на основе выявленных потребностей у целевых групп, обеспечивает устойчивый интерес к проблематике и положительную динамику. Надеемся, что в долгосрочной перспективе проект будет способствовать снижению заболеваемости неинфекционными заболеваниями, более половины из которых можно предотвратить с помощью простых методов. 


Голосование